К известной и, пожалуй, самой главной истине «смыслоориентированной» психологии (о том, что человек способен преодолеть любые трудности, если видит в этом смысл, но начисто прекращает хоть что-либо делать, если понимает, что только лишь играет глупую роль в сказке, придуманной идиотами…), добавлю ещё одну, весьма даже простую. О том, что индивид становится личностью (т.е. «промежуточное звено» между обезьяной и человеком превращается в, собственно, человека…) тогда и только тогда, когда находит смысл своей жизни.

Однако, сделать это не просто, а весьма даже сложно. В первую очередь – от жуткой, несмотря на блистательные работы того же В. Франкла и экзистенциональных психотерапевтов, неразберихи в, скажем так, прикладной области их, ну, конечно же, очень интересных разработок. Достаточно сказать, что в качестве смыслов жизни они всерьёз предлагают рассматривать цели оной. Что, по определению неверно, поскольку смысл — суть отношение к чему-то, а цель – желаемый образ этого самого чего… Попробую в связи с этим попытаться объяснить вам то, что я понял, исследуя этот вопрос.

Прежде всего это то, что на самом деле мы постоянно путаем, смешивая два типа смыслов жизни: непосредственно для жизнедеятельности (я называю это «жизненные смыслы»), и для того, что выходит за её пределы (смысла жизни как «Большого» или «Космического» Бытия). В первом случае этот самый смысл ищется как бы в самой жизни (в обстоятельствах и/или результатах). Во втором – в том, зачем вам была дана жизнь с точки зрения Космической игры, в которой, хотим мы того или нет, «поголовно» участвуют все без исключения существа и сущности.

Традиционно, «просвещённый» Запад в силу его ориентации на традиции и ценности протестантства (исходящего, кстати, из весьма интересной идеи о том, что вознаграждение за добродетель происходит здесь на Земле и в этой самой жизни, причём исключительно в виде богатства и власти…) тяготеет в поисках смысла к первому его (смысла) типу. Восток, включая и православную Россию, – ко второму (поскольку резонно считает данную человеку жизнь только лишь эпизодом, в длинной череде воплощений, а подлинное богатство считает прерогативой царствия Божьего, каковое, как известно, не здесь, а как раз на Небесах…). Однако буде второе как бы не существует без первого, в этой статье я буду рассматривать именно первое: жизненные смыслы. Причем не с одной, а с трех точек зрения: содержания, структуры и динамики.

Если рассматривать этот самый смысл с точки зрения его содержания, то окажется, что здесь мы имеем дело с двумя его ипостасями: объектной (где?) и предметной (что?). Тут получается, что объектом жизненного смысла может быть любая область жизни. Например, у нас в ИНП® это опять-таки любой из семи элементов «Звезды благополучия» (имени меня): здоровье, взаимоотношения, любовь, секс, работа, материальное благополучие и смысл (а что: поиски смысла вполне могут стать и быть смыслом жизни…). Предметом же здесь выступает нечто другое: отношение человека к этому элементу, т.е. в общем-то то, зачем он и в какой ипостаси как бы выступает. Например, жизни как таковой; обретения некоего статуса; получения определенного уровня и/или качества экзистенции; самораспространения в избранном объекте жизнедеятельности; подвижничества в оном или освобождения от условий и обстоятельств обыденной жизни («бегства на свободу»).

Здесь всё, в общем-то, довольно-таки просто, тем более, что определить искомый жизненный смысл можно с помощью не очень-то и сложных вопросов из серии «Почему (или «зачем…») стоит жить?» (вопрос «ради чего стоит жить?» имеет отношение не к смыслам, а к ценностям, так что постарайтесь не «путаться в показаниях»…).

Куда как сложнее обстоит дело со структурой жизненного смысла, поскольку здесь единственным, действительно заслуживающим серьёзного внимания (и серьёзно же разработанным…), остаётся уже упоминавшийся мною Икигай («радость от обретения и осуществления смысла жизни»). Каковой весьма даже наглядно показал, что жизненный смысл для любой ипостаси этой самой жизни (например, работы, семьи, досуга и/или чего-то вроде благотворительности) должен включать в себя следующие четыре элемента структуры жизненного смысла:

  • Люблю делать
  • Умею делать
  • За это платят
  • Это нужно людям

Что, как вы понимаете, действительно можно осуществить не только в работе, но и в той же семье и даже досуге…

Теперь о последнем в вопросе — о смыслах собственно жизни как таковой: о динамических аспектах жизненных смыслов. Это ещё одна – третья их ипостась, хотя и тут всё достаточно понятно. Потому, что сие — суть своеобразное ценностно-мотивационное наполнение выбранной области жизни, как бы побуждающее вас осуществлять оную. Здесь проще всего обратиться к концепции мотивации А. Маслоу, а дабы объяснить, зачем тут она (причём и «почём»…), стоит просто сообщить, что то же, столь любимое нынешним миром, материальное благополучие может быть средством банального выживания; обретения физической и социальной безопасности; получения любви, признания и возможностей социальной активности; приобретения уважения других и самоуважения; осуществления самоактуализации; обеспечения самотрансценденции (выхода за пределы себя, времени и пространства); а также возможности знать и понимать суть реальности (или её аспектов…) и происходящего в ней. При этом, естественно, что, исходя из наиболее общего определения ценностей, как того, ради чего люди согласны тратить время, средства, силы и даже самою жизнь(!), всякому понятно, что динамика нашей жизнедеятельности целиком и полностью зависит от уровня задействованных в ней ценностей (на одном только выживании далеко не уедешь и многого не обретёшь: надо, как я уже писал, ставить во главу угла своей жизни что-то куда как более высокое…).

Ну, вот пока и всё о жизненных смыслах (а заодно и со статьями серии «Психология выхода из кризиса», коих, как я и обещал, теперь стало пять). Хотя, скорее всего, я просто вынужден буду написать шестую, а то и седьмую. О том, как реально (или, так сказать психотехнологически…) обрести жизненный смысл, используя японскую модель, именуемую Икигай. И о том, как осуществить этакий лайф-менеджмент с точки зрения меняющихся смыслов нашей жизни…