Раз уж речь зашла о таких странных вещах как глупость, позволю себе ну очень интересный вопрос. Скажите, а по каким критериям (достаточным и необходимым условиям…) мы можем узнать, глуп человек или наоборот умен?

Два наиболее расхожих ответа напрашиваются сами собой. Во-первых, это обычно делается на основании, так сказать, наблюдений за поведением исследуемого субъекта, причем прежде всего за тем, как и что он говорит. Но в эпоху всеобщего и, честно говоря, очень посредственного среднего образования, дополняемого и компенсируемого тотальным информированием всех и вся обо всем и ни о чем (посредством Интернета и прочих средств масс-медиа), практически любой индивид имеет достаточное количество суждений и сведений, чтобы, как это принято говорить, сойти за умного (особенно, если он научится еще и молчать…).

Во-вторых, замеры «ума-глупости» можно осуществить посредством так называемых тестов интеллекта. Однако возможности их применения в обыденной жизни представляются весьма сомнительными (ну не будете же вы перед тем, как приступать к серьезным взаимоотношениям, требовать от потенциального партнера результаты соответствующего тестирования?..); а, так сказать, прогностические возможности тестов – их надежность и достоверность – довольно таки ограничены. Потому что измеряют они не всю систему человеческого ума, а только какую-то одну его составляющую. Но о системе невозможно судить, исходя из состояния отдельных ее элементов…

Вот и получается, что подход к решению данной вышеизложенной проблемы, предложенный итальянским историком и экономистом Карло М. Чиполло в его книге «Основные законы человеческой глупости», нынче можно считать не просто плодотворным, но, пожалуй, и единственно практичным. Во всяком случае до того времени, пока не будет изобретен показанный в одном сатирическом фильме прибор по имени «дурометр»…

Данный автор сформулировал ряд закономерностей, реально «тянущих» на признание в качестве законов. Например, основной закон глупости, который как бы состоит из следующих двух положений:

  • Великие харизматики/демагоги приумножают и привлекают глупцов, превращая их из мирных граждан в беснующие массы и толпы.
  • Когда наибольшая часть социума состоит из глупцов, их превосходство становится доминирующим и неисправимым.

Отсюда – тотальное отравление глупцами мирового сообщества (в целом и по частностям…). Тем более что, власть имущие глупцы опаснее других, а глупцы-демократы используют выборы для поддержания процентного превосходства таких же, как они, у власти. При этом глупцы опаснее преступников, ибо преступную логику умный человек может понять, а вот глупую – нет. А с учетом того, что порывы глупцов лишены какой-либо рациональной составляющей, атака оных созданий обычно застает умных людей (да и общество в целом) как бы врасплох…

В принципе, это только основной закон Чиполла, а есть еще пять, являющихся как бы следствием.

  1. Все мы обычно недооцениваем количество глупцов в окружающей среде (их намного больше, чем мы думаем).
  2. Вероятность того, что определенный человек – глупец, не зависит от других его характеристик (даже от диплома вуза и ученой степени).
  3. Глупец – это человек, который вредит другому или другим без видимой для себя выгоды, а иногда даже себе во вред (именно так; а значит, дело не только в интеллекте или в его отсутствии).
  4. Неглупые люди недооценивают вредоносный потенциал глупцов (на самом деле это сила, которая может разрушить мир…).
  5. Глупец – самый опасный подвид человека (естественно: в силу своей тупости в интерпретациях и абсолютной непредсказуемости).

Все это, конечно, ну очень интересно, но я привел пять законов Чиполлы в общем-то только ради одного из них, а именно третьего. Потому что он дает нам в руки потрясающе простой инструмент для определения ума-глупости. С помощью банального анализа:

  • Выгоды (пользы) от собственных действий (на нижеприведенном рисунке это будет ось Х, где слева представлены (-) этой характеристики, а справа (+))
  • Выгоды других, которые они получают благодаря вашим действиям (это уже ось Y, где снизу опять-таки представляем (-), а сверху – (+).

Далее все уже просто, хотя для многих это «просто» окажется довольно-таки грустным.

  • Если вы не получаете пользы и выгоды от собственных действий, но зато ее от этих самых действий получают другие, вы не глупец, но уж точно – Наивный человек (простак и, скорее всего, Обделенный Неудачник…).
  • Если вы получаете пользу и выгоду от собственных действий, и их также от них получают другие, вы точно Умник или, соответственно, Умница…
  • Если вы получаете пользу и выгоду от своих действий, но притом вредите другим, вы точно Преступник, пусть даже и не попадающий во внимание правоохранительных органов.
  • Ну а если вы вредите своими действиями и себе, и другим, то тогда (и только тогда…) вы и являетесь полным и законченным Глупцом.

Если все это выразить еще проще, то тогда получается, что мы имеем дело с четырьмя видами поведения людей.

Наивный человек (Простак или, немного иначе, Обделенный): не себе, но людям.

Умник: и себе, и людям.

Преступник: себе, но не людям.

Глупец: ни себе, ни людям.

Какие выводы следуют из всего вышесказанного? Да столь обширные и всеобъемлющие, что я их даже не рискну пытаться все из них перечислить. Ограничусь только четырьмя самоочевидными.

Ну, во-первых, вполне понятно, что большинство людей из так называемой «классической русской интеллигенции», в основном, увы, относятся к Наивным людям. Простакам, которых «обувают» все, кому ни лень. Обделенным благами Неудачникам…

Во-вторых, все те, которые умудряются выдержать баланс между собственной и других людей пользой и выгодой, безо всякого отношения к «учености», только лишь и являются Умниками и Умницами. Хотя, что характерно, их у нас не любят и частенько подозревают в злых умыслах…

В-третьих, все те, кто живут сейчас, ориентируясь на собственную, но не других людей, пользу и выгоду, являются Преступниками. Именно Преступниками, как бы (и чем бы) они не обосновывали эту свою жизненную позицию. В частности, именно к таковым относятся многие чиновники всех рангов, давно забывшие о народе («забившие» на людей…); а также все упивающиеся своим «правдорубием» «критиканы» и банальные интернетовские тролли…

Ну а в-четвертых, действительно Глупцами можно считать только тех, от действий которых нет никакого толка (пользы и выгоды). Как для них самих, так и для других. Но это, как вы понимаете, не столько вопрос интеллекта, сколько совершенно неверных карт реальности и программ жизнедеятельности, которые вполне хорошо и быстро меняются методами интегрального нейропрограммирования…

Теперь о диагонали, которая как бы разрезает представленную выше схему наискосок и пополам. Так вот, здесь интересно то, что все те, которые находятся в ее, так сказать, правом верхнем углу (умные Простаки, Умники/Умницы, а также Преступники, но только тоже обязательно умные…), способствуют равновесию любой системы (в том числе и мира в целом…). Тогда как «обитающие» в левом нижнем углу (глупые Обделенные, Глупцы и глупые же Преступники…) эти самые системы (и мир…) всячески расшатывают и даже просто ухудшают…

Из всего вышеприведенного (и не приведенного — тоже) следует, что для того, чтобы стать Умником или Умницей, надо всего-навсего:

  • отказаться от невыгодных для себя и других действий
  • научиться действовать себе во благо и
  • делать так, чтобы другие тоже получали пользу от того, что станет выгодным вам…

Что, конечно же, нелегко. Потому что очень (слишком!) легко… Если, конечно, воспользоваться двумя рекомендованными мною психотехнологиями.

Первую из них можно назвать Моделью Стратегических Решений (МСР). Потому что в данном случае предлагается, как следует подумав, как бы расписать (или просто записать…) все виды деятельности, которыми вы постоянно занимаетесь. А потом оценить каждую из них с точки зрения пользы, которую она приносит вам и/или другим.

Виды деятельности

Польза и выгода для меня

Польза и выгода для других

 

 

Естественно, что абсолютными «кандидатами» на выбытие являются все «действа», которые не приносят пользы и выгоды ни вам ни другим (не беспокойтесь: таковые обязательно обнаружатся…) К относительным, но тоже «кандидатом», правда не столько на устранение, сколько на изменение, относятся, во-первых, все деятельности, которые не дают вам пользу, потому как ее за вас получают другие. Здесь впору задуматься, как из этого постоянного «действа» можно получить хоть какую-то выгоду. Если вы оную найдете, оставьте это «действо» в вашей жизни (но естественно, несколько видоизмененное). Если же нет – смело «вычеркиваете» из своей жизнедеятельности, проявляя как хитрость и смекалку, так и упрямство с необходимой долей мнимой тупости…

Далее «кандидатами на выход», конечно же, являются и те виды деятельности, которые не приносят пользы другим (уж чего-чего, а этого они вам не простят…). Хотя и здесь можно по крайней мере часть этих действ трансформировать так, чтобы они стали другим во благо. А вот те, которые таковыми никак не становятся, опять-таки стоит убрать из своей жизнедеятельности. Как говорится, от греха подальше…

Ну а согласно второй психотехнологии – Модели Тактических Решений (МТР) – всякий раз, получая импульс к некоему конкретному действию (причем не важно: изнутри или извне), сразу же оценивайте, будет ли оно полезно для вас и для других. И если это не так, советую сразу же «на корню» душить эти «прекрасные порывы»…

Есть, правда, и другой аспект этой проблемы, связанный уже не с чистоплюйством Наивных, эгоцентризмом Преступников и тупой враждебностью к себе и другим Глупцов. Касающийся возможностей стать Умником или Умницей за счет перехода в анализе реальности с хиленького сознательного Ума (пресловутого интеллекта…) на могучий бессознательный Разум. Но об этом – в следующем материале этой рубрики, посвященной, напоминаю, правилам игры без правил. Так что продолжение следует…