«Камню, летящему в пропасть,
есть множество причин не достичь дна»
(Китайская поговорка)

Рассказывают, что однажды некий человек за убийство своего соседа был приговорен к смертной казни через повешение. И когда его уж повели к эшафоту, местный король внезапно предложил этому преступнику выбор: либо идти к виселице, которая грозно возвышалась уже совсем рядом, либо пройти через стальную дверь, за которой его ждало нечто совершенно неизвестное и совершенно неожиданное.

После коротких колебаний убийца выбрал виселицу. И, когда ему уже накинули петлю на шею, все-таки спросил у короля: «А что меня ждало за той стальной дверью?» — «Свобода», — зевнув, ответил король. – «Полная свобода и возможность идти на все четыре стороны. Но ты ее не выбрал…». – «А кто-нибудь из казненных выбрал?» — обреченно вскричал преступник. – «Нет, — ответил король. – Никто не выбрал. Потому что вы, люди, так боитесь неизвестности, что предпочитаете ей веревку»…

Я привел эту притчу потому, что она, на мой взгляд, очень хорошо иллюстрирует абсолютную истину, которую буквально столетиями (и совершенно безуспешно) вбивали в головы человечества мудрецы самых разных стран и эпох. По которой Интеллект человека, действующий в шорах предсказуемости и весьма примитивной – обычно двумерной и, так сказать, черно-белой – логики, никак не может служить хорошим инструментом для обустройства в данном нам и весьма нелогичном мире. Сложность и непредсказуемость которого (я имею в виду мир…) превышает все возможности нашей рациональности. Так что использовать только Интеллект для анализа событий и обстоятельства также логично, как обсчитывать огромный массив данных на примитивном калькуляторе: просто не хватит ни времени, ни сил. В результате в анализе и описании реальности мы, как выразился кто-то из великих, не имеем себе равных только в одном виде живописи: вилами по воде…

Есть и еще один аспект данной проблемы: уже не количественный, а, так сказать, качественный. Дело в том, что обычный интеллект просто никак не позволяет понять суть происходящего. Потому что направлен не на проникновение в сущность (что есть психологическая прерогатива Разума…), а на оценки, мнения и суждения по поводу людей, событий и обстоятельств. То есть любимое занятие нашего интеллекта – это то самое приписывание значений, о котором так много написано в знаменитой книге «Курс чудес». Напомню, что в этом и эпическом, и мистическом труде (501 страница только основного текста!) в качестве едва ли не центральной идеи выступала следующая. Мы живем в неозначенном мире. Все что есть, это то, что просто есть. Просто мир, просто люди, просто женщины и просто мужчины. Мы сами (мы и только мы…) способны превратить эту «заготовку» во что угодное (но редко – удобное…). И только благодаря нашим «умственным» усилиям просто мир превращается в свихнувшийся бардак; просто люди – в банду дремучих идиотов; просто мужчины – в козлов, которым только одно и надо; а просто женщины – в стерв и похотливых самок… То есть под чутким руководством нашего блудливого интеллекта мы творим всяческие безобразия. В собственной жизни и жизни других. Причем на свою же глупую голову (точнее – ж…). Потому что любое суждение, мнение и оценка суть самореализующиеся пророчества и самооправдывающиеся ожидания. И создавая посредством все того же Интеллекта катастрофическую виртуальную реальность, мы тем самым делаем ее реальностью вполне даже объективной. Из которой (этакой псевдореальности) в рамках данной сложившейся Модели Мира нет и не будет нормального выхода. При этом мы даже не догадываемся о том, что это не Мир, а только лишь его неудачная модель. Потому что Интеллект никак не позволяет нам это сделать.

Так вот: в сущность явлений (и проблем) способен проникнуть только Разум. Каковой, тем более, вполне может статься этаким надежным проводником в мире не только явленного, но и скрытого. В квантовой реальности, в каковой, согласно знаменитой теореме Белла и находятся подлинные причины происходящего. О которых мы с помощью Интеллекта судим по известному детскому принципу: «Ветер дует потому, что деревья качаются…»

Попробую объяснить, о чем здесь я, с точки зрения более или менее адекватной теории. Так вот, в качестве оной вполне можно опереться на концепцию уровней сознания Д. Хоккинса. В которой Интеллекту соответствует совокупность когнитивных процессов, осуществляемых всеми людьми (а это более 80% человечества!) на уровне сознания ниже 200 условных баллов. Как известно, данный автор вполне обоснованно утверждал, что человек с подобным уровнем сознания вообще не способен хоть что-либо серьезное понять. Поскольку интеллект ему служит только как средство обоснования эмоциональных оценок (почему это плохо, а это хорошо…). Так, если человеку на его «ниже 200 баллов», так сказать, моментно (первое впечатление…) что-то (например, интегральное нейропрограммирование…) или кто-то (например, его автор…) не понравилось(ся), он далее использует весь свой имеющийся интеллект только для того, чтобы эту оценку объяснить. Более никак даже не пытаясь понять или осмыслить подлинные причины этого неприятия: негативную проекцию своих собственных проблем и недостатков; когнитивный диссонанс между тем чего хотелось бы и что есть на самом деле, или просто – ревность к успеху, возможностям, или способностям…

Познавательная система, которую я назвал здесь Умом – это то, что присуще людям, превысивших «роковой порог» в 200 условных баллов. Ум этот еще так же не идеален, но зато куда более адекватен познанию. Потому что, в отличии от интеллекта, сначала осуществляет «умственный» анализ происходящего, а уж только потом «включает» эмоциональную оценку.

Однако после 400 условных баллов происходит нечто другое: грандиозное. Качественный (квантовый) скачок в познании, связанный с включением Разума. Мощнейшего инструмента познания Мира, способного буквально выйти за пределы: физического (проявленного) мира и системы понятий, привычно принятой человечеством. Здесь важно понять, что некие количественные «понимания» и изменения можно осуществлять и за счет Ума (но не Интеллекта). А вот качественные – тоже осуществлять, но посредством Разума.

В традициях Дж. Кришнамурти это можно представить в виде этакой схемы:

Где Интеллект суть скорлупа нашего сознания, Ум – его не очень-то содержательный белок; а Разум – тот самый желток, из которого единственно только что-то может вылупиться…

По идее, если в обыденной жизни мощность компьютера для обработки и отработки постоянных задач перестает вас устраивать, вы его просто меняете на более совершенный: обладающий большей тактовой частотой и более «продвинутыми» операционными системами. С уровнем сознания это «не проходит», поскольку без специальных методов и больших усилий за целую нашу жизнь он поднимается только на пять (!) условных баллов. Однако у каждого из нас есть реальная возможность без всяких там инициаций и просветлений получить пусть ограниченный, но все же доступ к океану нашего Разума.

Осуществляется этот доступ за счет пусть временной, но регулярной остановки внутреннего диалога: бесконечной внутренней же оценке всех и вся, а также увлеченного самокопания в своих мыслях, чувствах и ощущениях. Именно этот бесконечный «хор» нашего, уж простите, блудливого Интеллекта постоянно и непрестанно мешает нам услышать голос нашего Разума (а еще и создает пресловутую уродливую картину мира…). Разума, который вполне способен предоставить как бы не линейную, а объемную картину происходящего. И подсказать совершенно неожиданные, на первый взгляд, нелогичные, а в сути своей абсолютно верные выходы из любых, пусть даже совершенно безнадежных ситуаций. Чаще всего, как вы поняли, являющимися прямыми следствиями «работы» нашего Интеллекта. Так вот, все, что вам надо, чтобы включить свой Разум, так это применить несложный алгоритм решения любых проблем (а заодно и получения ответа на несуетные вопросы)…

  1. Определите проблему или вопрос, после чего, немного обдумав оные, как бы загрузить все это куда-то в глубины вашего Сознания (начисто прекратив дальнейшее обдумывание…).
  2. Отключите на некоторое время (насколько сможете…) внутренний диалог, а потом спокойно ждите появления из вашего Разума решения проблемы и/или ответа на вопрос. Вот только обязательно ждите спокойно и расслабленно, потому что Разум этот доведет до вашего Сознания необходимую информацию опять-таки в момент естественного «окна» в вашем внутреннем диалоге.

Как именно остановить свою «ментальную болтовню»? Любым из приведенных в Интернете способов, каковых там насчитываются десятки, а то и сотни (интересно, какого объема была бы эта статья, если бы я описал в ней хотя бы самые часто употребляемые…). Однако вам я советую начать не с банального отслеживания мыслей; «стопорящих» оные мыслеобразов; фиксации на боковых точках головы; и прочего здесь полезного, а с классической тренировки осознания (созданной на основе так называемой випассаны). Дело в том, что в этой процедуре, за счет намеренного (почти принудительного…) осознания внешней (окружающий мир) и внутренней (чувства и ощущения) зон вашего внимания вы как раз резко ослабляете болтовню в средней зоне (мыслей, суждений и оценок). Но помимо прогрессирующей остановки внутреннего диалога, научаетесь еще и куда более осознанному бытию. В данном всем нам прекрасном мире и в удивительно подходящем уже лично вам месте, в коих вы пребываете, в не менее прекрасном собственном теле. Что нельзя обдумать и придумать, а можно только увидеть, услышать и ощутить…

  1. Расслабьтесь и, находясь во внешней зоне, позвольте вашему вниманию как бы самостоятельно выбирать свой объект. Каждую его (внимания) остановку немного продляйте, используя для этого «сопровождающие» слова типа: «Сейчас я осознаю (вижу) стол. Сейчас я осознаю (слышу) шум. Сейчас я осознаю (ощущаю) ветер на моем лице». Ни в коем случае ничего не оценивайте, и уж тем более не интерпретируйте (типа «стол старый, уродливый и громоздкий»; шум гадкий – опять соседи громыхают…» и/или «ветер противный – к дождю, а то и к снегу…»). Делайте так, пока вам не надоест.
  2. Как только надоело, перемещайтесь во внутреннюю зону и так же последовательно осознавайте то, что вы чувствуете и ощущаете: чесотку в левой пятке, прохождение воздуха через гортань или покалывание в ягодице. Опять-таки ничего не интерпретируйте.
  3. Проделав несколько «раундов» осознания внешней и внутренней зон, можете отпустить свое осознание в среднюю зону (хотя главное – остановку внутреннего диалога – вы уже осуществили…). Скорее всего, так никаких особых мыслей вы уже просто не обнаружите. По принципу «Однажды мне пришла в голову мысль, но, не застав никого дома, тихо удалилась…». А вся эта практика позволит вам не только обуздывать ментальную болтовню и решать проблемы с привлечением возможностей своего Разума, но еще и научат просто, но с удовольствием жить. То есть сделает из вас гурмэ (знатока и ценителя), а не, простите, гурмана (обжору) вашей прекрасной жизнедеятельности…