Название новой рубрики – «Психология управления жизнью» — я выбрал целиком и полностью намеренно. Потому что решил в качестве очередного эксперимента перейти от эпистемологического описания действительности – этакого многоуровневого ответа на весьма популярные среди ученых вопросы «Что происходит?» и «Почему?» к весьма эвристическому (и очень практическому…) «разбору» действий по преодолению этих самых «Что?» и «Почему?» посредством удивительного продуктивного вопроса «Как?» («Как сделать так, чтобы всего достичь и все преодолеть, не отвлекаясь на ненужные подробности?»). А это предполагает куда более активное использование психотехнологий интегрального нейропрограммирования, которые, увы, не только на несколько порядков превосходят по эффективности советы из серии «Как за десять минут разбогатеть, а заодно за три минуты уложить женщину в постель», но и, естественно, заметно сложнее для понимания и использования…

Однако, все-таки рискну попробовать, начав с такой животрепещущей для современности темы, как выученная беспомощность (ВУ). Каковая давно уже стала не только классикой современной психологии, но еще и наилучшим объяснением удивительной пассивности нынешних людей. Пассивность эта, как известно, ныне стыдливо прикрывается фиговым листком так называемой прокрастинации (отказа от решений и действий). Так вот, продолжая первую аналогию, можно сказать, что ВУ – это то, что находится под этим самым листом. И именно ее, как первопричину, и надо сейчас изучать и лечить…

Напомню, в связи с этим некое, ставшее уже классическим объяснение появления этой самой выученной беспомощности. А именно то, что любое существо, слишком долго находящееся в неприятной ситуации, из которой никак не удается выбраться, в конце концов как бы привыкает к неизбежности. И, оказавшись в ситуации объективных (вполне конкретных и совершенно реальных!) возможностей для изменения своей участи, уже ничего не предпринимают, проявляя ну просто удивительную пассивность…

Так вот, нынешнее поведение подавляющей части населения нашей страны (да что там страны – всего мира…) удивительно напоминает реализацию данного синдрома приобретенной беспомощности (еще одно название этого феномена, которое мне нравиться даже больше, чем ВУ…). Складывается впечатление, что после некоторых, мягко говоря, неудачных попыток воздействия (длительных, но безрезультатных…) на социально-экономическую ситуацию, что «верхи», что «низы» начисто отказались как от желаний что-либо поменять, так и от соответствующих этим желаниям действий. Причем если первые, прикрываясь высокими лозунгами, прямо и недвусмысленно только лишь имитируют некую созидательную деятельность (этакую «боковую» активность: боковую потому, что в мою, очень даже давнюю, бытность младшим научным сотрудником, бездарное начальство, да и мы за ним, любили повторять: «Двигаем науку вбок – вперед не можем, а назад вышестоящее руководство не позволяет»…), то вторые, давно уже «забив» на начальственные указания, просто кто весьма критически, а кто и совершенно пассивно, но принимают все происходящее. Ничего не пытаясь реально сделать. Ограничиваясь, в общем-то словами, а не делами…

Так что, зря я сетовал в своей прошлой статье на отсутствие действий в ответ на неблагоприятные обстоятельства, содержание, структуру и динамику коих я же так старательно описывал. Они невозможны, пока тот, кто тоскует о новой жизни, не избавится от привязывающей его к жизни старой выученной беспомощности…

Однако в этой короткой статье я хочу быть не столько пессимистичным, сколько практичным. Потому что только с одной стороны психология, якобы, мало что способна сделать с синдромом приобретенной беспомощности (еще бы: ведь он, как онкологическое заболевание, возникнув в каком-то одном месте, дает метастазы по всему телу вашей души…). Ибо если и не полное излечение, то значительное облегчение протекания синдрома ВУ становится возможным, если вспомнить, что его «компоненты» вполне можно отразить и репрезентировать как убеждения. Что и было сделано уже давным-давно и в следующем виде:

  • Это только со мной…
  • Это будет везде…
  • Это будет всегда…

То есть в этом случае вся выученная беспомощность сводится к трем порожденным предшествующей тяжелой ситуации верованиям, в основе которых лежит признание некой тотальности негативной ситуации (везде, всегда…) вкупе с признанием собственной исключительной неудачливости (только со мной…). Что уже вполне поддается коррекции с использованием несложных психотехнологий, каковые я опишу далее.

Однако так получилось, что в вышеописанное классическое мне пришлось внести свои «пять копеек». Во-первых, с учетом того, что базовыми для обычного человека являются все-таки не три, как в вышеперечисленных убеждениях, а четыре ментальности, каждая из которых является способом описания и восприятия основных параметров субъективного бытия человека (того, чем это бытие для него является и чем оборачивается…) в этом более или менее объективном мире (перечислю их для, так сказать, неофитов: унитарная — правил и истин; сенсорная (логическая) — фактов и доказательств; социальная — чувств и ценностей, а также мистическая — идей и творчества), я предположил, что синдром приобретенной беспомощности возникает тогда, когда человеку становится как бы некуда бежать, пряча «повинную» голову в спасительных ментальностях бытия. То есть у него больше не оказывается ни правил, принципов и истин, оправдывающих творящееся безобразие; ни логики, фактов и доказательств, объясняющих оные; ни чувств и ценностей, каковые смягчают происходящее и утешают в горе; и уже тем более никаких идей и творческих возможностей по поводу «непережевываемого». Так что, как минимум, к трем вышеописанным верованиям следует добавить четвертое:

  • Из этого нет и не будет выхода…

Во-вторых, с учетом того, что эти не очень-то и удачно названные автором ментальности (чего стоит одна только сенсорная, которая на самом деле является логической, и унитарная, каковая, по К. Юнгу, и есть сенсорная…) имеют (причем каждая…) свой, так сказать, «главный интерес» (в унитарной царит Я; в сенсорной приходят Другие; в социальной появляется Мир; а в мистической является Бог…), вышеприведенные убеждения следует дополнить следующими «стартовыми» формулировками, значительно усиливающими потенциальные возможности позитивных изменений:

  • Я не могу (я не способен)
  • Это нельзя получить (другие не позволят)
  • Это не получится (мир не позволит)
  • Это невозможно (Бог не даст).

Вот со всем этим вам и следует поработать, используя данную здесь мною довольно простую психотехнологию изменения убеждений. При этом убеждения, так сказать, отрицательного (ослабляющего, или ограничивающего толка) вам, естественно, нужно будет заменить на положительные (стимулирующие и расширяющие границы возможного). Используя для этого, как вариант, следующую таблицу

Убеждение «-» Убеждение «+»
Это только со мной Через это проходили многие, например (найдите и приведите пример человека, который через это прошел…). И я тоже через это успешно пройду
Это будет везде Это касается только (очертите область беспомощности) и никак не затрагивает всех остальных и всего остального, так что все преодолимо
Это будет всегда Это обязательно закончится, если я приложу необходимые усилия, однако оно может и закончиться само собой, как, например (приведите пример того, как длящаяся неприятность сама собой прекратилась)
Из этого нет выхода Выход есть всегда, просто я, наверное, его не там искал. Надо искать новое и по-новому
Я не смогу Я вполне способен
Это нельзя получить Получить это вполне даже можно, а еще и нужно, причем не только для меня, но и для всех других
Это не получится Это вполне мне по силам и возможностям, а еще и угодно Миру
Это невозможно Это вполне даже допустимо и доступно, а еще и является выражением Божьей Воли

 

Разумеется, это только примеры позитивных убеждений, так что никто не останавливает вас в возможностях вашего, так сказать, творческого воображения при создании иных, более личных формулировок…

Что же касается техники, то я предлагаю вам здесь воспользоваться очень заметно модифицированной мною психотехнологией М. Холла «Мета Да и Мета Нет».

  1. Произнесите (вслух) первое из убеждений «-» и обнаружьте, где в вашем теле оно как бы отозвалось и ощутилось.
  2. Повторяя это несколько раз, определите не только место, но еще и размер, форму, цвет и «консистенцию» репрезентации вашего «верования», а также (возможно…) то, на что оно похоже.
  3. Как бы переложите репрезентацию убеждения на прижатые к этому месту руки ладонями вверх, после чего «вывесьте» «предмет» убеждения где-то перед вами (не бойтесь: он не упадет…).
  4. Вспомнив нечто для вас совершенно неприемлемое, вслух или про себя произнесите это «Мета Нет», направив его энергию на висящее перед вами убеждение (как бы отталкивая ею его). Повторяйте это до тех пор, пока «репрезентант» верования не уйдет далеко-далеко…
  5. Скажите вслух альтернативное убеждение (то, которое со знаком «+») и, не обращая особого внимания на телесное ощущение, поищите (и найдите!) его где-то в пространстве (может быть, что и где-то вдали…).
  6. Вспомнив то, что вы категорически приветствуете, и, создав на его основе «Мета-Да», приблизьте искомое, как бы притягивая его этим своим «Да» к себе на расстояние вытянутой руки.
  7. Проверьте новое верование на экологичность (или соответствие исходному тексту…) и, если вас все устраивает, введите убеждение в себя, туда, куда оно захочет войти….
  8. Определите там, внутри, его размер, форму, цвет и консистенцию, а также прикиньте, на что это похоже. А заодно проверьте, чтобы там у вас не было тяжести, холода или какой-то избыточной «остроты».

А теперь о еще одной ипостаси феномена выученной беспомощности: о тех, кто пытается стать ее учителями и проповедниками. Помните, в давнишней статье «О смысле всего происходящего» я, описывая подход В. Парето, довольно коротко упомянул о существовании так называемой антиэлиты: не всегда активной, а, точнее, активной вовсе не там, где надо, «прослойки», ВСЕГДА выступающей против существующей элиты. Если не обратили внимания, то напомню, что характерной чертой этой весьма даже «интеллектуевой» группы, в состав которой входит творческая (и не очень…) интеллигенция (те, кто себя таковой считают, но не смогли самовыразиться в деле, отчего и критикуют тех, кому это удалось); особая категория «революционно» (или просто оппозиционно) настроенных журналистов (в том числе и просто купленных контрэлитой…); и… криминал (преследующий, правда, совершенно другие цели), как раз и является своеобразная форма синдрома приобретенной беспомощности: нежелание и неспособность «вступать во власть», равно как и просто в действия и отношения. Сиречь отказ реально участвовать в управлении, руководстве и деятельности. Однако их апломба вполне хватает на то, чтобы считать себя этакими «властителями душ», каковые (властители, а не души…) безусловно несут нечто «разумное, доброе, вечное»… На деле же они охаивают все и вся, создавая крайне негативную картину мира, полную лжи, которую теперь вежливо называют «фейком».

Не берусь их критиковать или опровергать, ни общем, ни в частности. А, просто напомню, что любое убеждение (а картина мира как раз и состоит из наших верования…) суть самореализующееся предсказание и самооправдывающееся пророчество. А это значит, что «апокалиптические» (точнее – катастрофические…) суждения антиэлиты (которые, в сути, являются просто удобной и выгодной для них точкой зрения…) могут запросто вас как бы заразить, вызвав сначала недифференцированный пессимизм, а потом и прямое вовлечение в прокламируемые ею ужасные процессы: со всеми далеко идущими и, мягко говоря, негативными последствиями. Помните, как в Интернете группа мерзавцев довольно-таки простым, но последовательным, набором действий программировала детей на самоубийство? Так вот для того, чтобы и вы, взрослые, поверили в гнусную неизбежность тотальной безнадеги и окончательно «освоили» синдром приобретенной беспомощности, «властителям душ» нужно просто работать с вами чуть-чуть изощренней. Итогом все равно будет прекращение вашей жизни: пусть и не физической, а социальной и морально-нравственной, но вряд ли вам от этого станет легче. Тем более, что от отсутствия перспектив и преимущественно черного восприятия мира, насаждаемых этими, уж простите, служителями Тьмы, жить дальше вам точно не захочется…

Поскольку я, напоминаю, теперь от материалов аналитических решительно перехожу к статьям, так сказать прикладным, сразу же сообщу, что целый ряд не просто психологических, но даже и условно-эзотерических школ и направлений, уделяет этому моменту – защиты от токсичной информации – очень большое внимание. В связи с чем в них были разработаны специальные психотехнологии, позволяющие бороться с психическим заражением. С одной из них, довольно давно уже созданной в недрах, так называемого, Симорона, я вас сейчас и познакомлю. Называется эта психотехнология просто и весело: «Пшел вон, болван!» (ПВБ).

  1. Признаком того, что ее следует уже применять, обычно является какое-то нехорошее ощущение в уме, душе или теле, вызванное неким сообщением, что, кстати, практически всегда является признаком того, что ваши психические защиты находятся на пределе, и токсичная информация может запросто «проскочить внутрь», дабы отравить вас по самое «немогу».
  2. Расслабьтесь, для чего, например, представьте себя, например, барином, лениво восседающем на террасе собственного дома и где-то даже философски созерцающим окрестности.
  3. Теперь представьте себе, что ваши слуги (ну должны же они быть у барина, пусть и воображаемого…) подводят к вам персонифицированную (то есть ту же, что и в реале…) фигуру Недоброго Вестника, который несет вам свиток или лист с «заразными» сведениями.
  4. Ничего не разворачивая и, соответственно, ничего не читая, мысленно сожгите эту токсичную информацию (на свече, в очаге или в камине…), после чего ласково поверните НВ спиной к вам, подведите его к краю нисходящей с веранды лестницы и, совершенно беззлобно сказав «Пшел вон, болван!», спустите его с оной. Проследите, чтобы он прокувыркался до самого низа, а после, подхватившись, «драпанул» со всех ног из вашего личного пространства (ну а если задержится, то помогите ему – сами знаете, что в этом случае делали баре — с помощью собак и многого прочего). Но ни в коем случае не проявляйте излишней агрессивности и тем более – жестокости…

Ну что же, на этом пока все. Если замысел мой вам понравиться, попробую продолжить тему «Психология управления жизнью». Если же нет, то просто прекращу. За ненадобностью и невостребованностью……