Недавно обнаружил ну очень «шокирнувшую» (от слова «шок») меня ситуацию. Оказывается, довольно значительная часть почитателей интегрального нейропрограммирования, во-первых, не понимают сути и особенностей четвертого (во всех редакциях) уровня/стадии развития человека: трансперсонального или, иначе, трансцендентной (это если говорить о стадии…). А во-вторых, ну почти совершенно не осознают того, что надо сделать для того, чтобы данный уровень был взят, а стадия свершилась, причем без всяких там псевдодуховных «штучек-дрючек»…

Так вот, несмотря на то, что я уже освещал этот вопрос ранее (в третьем сборнике «Вестник ИИП»), здесь — краткости для — зайду немного с другой стороны. И напомню, что еще давным-давно великий Кен Уилбер ввел в современную науку понятие «Спектр Сознания», которое вплоть до недавнего времени не подвергалось никакому сомнению и изменению, будучи как бы записанной в святцы. В оригинале она выглядела следующим образом (сверху-вниз):

Уровень Ума: идентификация себя с «сокровенной» частью сознания, идентичной абсолютной и предельной реальности Универсума. Ум является всем тем, что есть, потому что он выходит за пределы пространства — времени, поэтому он вечен, поэтому не знает границ. Это бескрайность, которая дарует стирание всяческих пределов. На этом уровне человек отождествляет себя с Универсумом, но осознавая себя не просто «разлитым» во всем, а переживая, что сам он и есть «Все»…

Трансперсональные полосы: идентичность со Вселенной не осознается, хотя человек уже выходит за пределы привычных границ.

Экзистенциональный уровень: идентификация себя с психофизиологическим организмом, существующим во времени и пространстве.

Уровень Эго: идентификация себя не с отдельным организмом в целом, а с отдельными ментальными представлениями.

Уровень Тени: идентификация себя с частью Эго, другими словами, с обедненным и отторгаемым образом себя.

Именно в таком виде модель Спектра Сознания и вошла в «святая святых» мировой науки, хотя робкие голоса о том, что этот «пирог» следует (или, по крайней мере, можно…) «резать» и иным образом, все-таки, пусть и не часто, но раздавались. Так вот, с моей точки зрения, вполне можно (и нужно) предположить, что между уровнем трансперсональных полос и уровнем Абсолютного Ума есть еще (условно) уровень: некой глобальной самоактуализации. На котором человек, буквально преследуемый периодическим трансперсональным видением и реализует себя в некоем трансцендентном прогрессорстве. Осуществляя, на все еще земном плане, определенные трансперсональные по сути деяния, носящие как объективный (например, «подвижки» стран и народов), так и субъективный (создание меняющих жизнь человека творений…) характер.

В результате, с точки зрения интегрального нейропрограммирования и контекста концепции Трех Миров бытия человека содержание модели Спектра Сознания можно представить следующим образом (опять-таки сверху-вниз…).

Уровень понимания мира Уровень Спектра сознания Стадии жизнедеятельности Уровни развития
Причинный Абсолютного Ума Перехода в трансцендентность Жизни в двух мирах: феноменологическом и трансцендентном
Глобальной самоактуализации Осуществления Самоосуществления
Смысловой (жизни) Трансперсональных полос Трансперсонализации Трансцендентный
Экзистенциональный Индивидуализации Экзистенциональный
Явленный (выживания) Эго Социализации Интенциональный
Тени Адаптации Инструментальный

Тогда получается, что содержание трансперсональной стадии (освоение трансцендентного уровня развития…) включает в себя, во-первых, раскрытие и включение в область внимания Трансперсональных полос (Спектра Сознания), то есть видений и откровений, выходящих за пределы обыденного сознания. Во-вторых, или далее — прямое использование расширенного сознания для явного или скрытого прогрессорства, являющегося одновременно своеобразным высшим уровнем самоактуализации: самоосуществления себя как временно принадлежащего этой Земле Духовного существа космического масштаба. Ну а в-третьих, или в завершение существования на этой плоскости Бытия — осуществления перехода из феноменологического мира в мир трансцендентный, причем желательно до принудительного проведения оного в виде физической смерти; или, если это не удалось, то с полным осознанием возможность выхода из Колеса Сансары (череды непрерывных воплощений…) в период первого (и в начале второго…) бардо (стадии посмертного существования) в трактовке Тибетской книги мертвых и/или удивительно интересного произведения Т. Лири, Р. Мецнера и Р. Олпорта «Психоделический опыт» (каковое, кстати, полностью подтверждает размышления о послесмертии тибетских мудрецов).

Вот, вкратце, и все. Остальное вам – пока – придется додумать самим. Потому что к практике явления трансцендентности мы приступим только на третьем году обучения курсу «Гранд-Мастер»…

13+